The website "bolonkin.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Болонкин, Погибшиe в Космосe. Bolonkin, Dead in Space. Contents
Dead in Space

Д.т.н. А.А. Болонкин

ПОГИБШИЕ В КОСМОСЕ
(К ИСТОРИИ СОВЕТСКОЙ КОСМОНАВТИКИ)

От редактора. Известно, какое значение придавали коммунистические правители созданию образа "первого в мире социалистического государства, шагающего от победы к победе навстречу светлому будущему". На этом пути не допускалось никаких неудач - одни победы, ибо передовая идеология должна была обеспечить повсеместные успехи.

Для "доказательства" преимуществ социализма использовалось вес: начиная со спортивных достижений вплоть до достижений науки, и хотя для советского правительства ценность реализации космических программ заключалась в первую очередь в решении сопуствующих им военных задач, не меньшее значение имел пропагандистский эффект "завоевания космоса".

Таланты и энтузиасты, увлеченные научной романтикой, новизной и грандиозностью поставленных проблем, вольно или невольно становились жертвами Системы, которая использовала их преданность науке для создания военной мощи, угрожающей существованию человечества и для собственного прославления. Несчастье этих людей состояло в том, что они, влекомые творческим призванием, не имели иного выхода (пример Сахарова и этом, пожалуй, уникален). Подчинившись требованию пропаганды - в "завоевании космоса" неудач не должно быть! -они вынуждены были не только лгать и скрывать возможные в любом исследовании ошибки и неудачи (что само но себе наносит ущерб мировой науке), но и жертвовать интересами дела.

Генеральный конструктор космической техники С.П. Королев на одном из совещаний, обращаясь к присутствующим, спросил: "Вы знаете почему мы летаем безаварийно?" И продолжил: "Потому что наши конструкции предельно просты. Мы и дальше будем придерживаться этого принципа!"

Это стремление "летать безаварийно" (к чему, конечно, надо стремиться, поскольку речь идет о жизни людей, но что, как увидим, удавалось не всегда), становясь императивом, сдерживало развитие космической технологии. Достаточно сказать, что оно отчасти объясняло нежелание Королева использовать бортовой компьютер, привязывая, таким образом, управление космическим кораблем к земле, сужая круг решаемых задач и препятствуя повышению надежности полета. (Другое дело, что в Советском Союзе в то время бортовых компьютеров не было, но заказ Королева мог бы, безусловно, стимулировать их разработку;
наконец, советская промышленность могла пойти своим традиционным путем, "скопировав" иностранный образец - ведь поступили так со стационарными машинам IВМ! На борту американских самолетов вычислительные машины появились уже в середине 50-х годов. Они стояли на борту космических кораблей "Джемини" и "Аполлон").

Это всeго лишь один пример того, что даже такая крупная историческая фигура, как Королев, был подчинен Системе. Он нс мог' нс понимать это, и в этом трагедия ученого и инженера.
Публикация доктора технических наук А.А. Болонкина посвящена тому, что тщательно скрывала от всех советская пропаганда. Он рассказывает о многих неизвестных широкому читателю фактах, почерпнутых из собственной практики и у других авторов, высказывает соображения о развитии ракетостроения и Советском Союзе.

А.А. Болонкин около 30 лет проработал в авиaционной, ракетной промышленности (в частности, в известных ОКБ Антонова и Глушко) и в высших авиационных учебных заведениях. Участвуя в исследованиях и разработках самолетов и ракет, он был связан с ведущими исследовательскими и конструктор-скими центрами. Им написаны не только специальные работы (60 публикаций и 13 изобретений), но и статьи, рассчитанные на "рядового" читателя, а также книга "Развитие советских ракетных двигателей для статегических ракет".

Он провел 15 лет в советских лагерях и в ссылке, а в настоящее время является Президентом международной ассоциации бывших советских политзаключенных и жертв коммунистического режима.

Акaдeмик Г.Сaмойлович


Начало советского ракетостроения

С момента захвата власти в 1917 г. коммунисты придавали большое, если не основное, значение развитию вооруженных сил и вооружений.
Сразу же после окончания гражданской войны в неурожайный, голодный 1921 год в Москве (в доме N 3 по Тихвинской ул.) была создана научно-исследовательская и опытно-конструкторская лаборатория но разработке ракетных двигателей и ракет.

Основателем ее был инженер Н.И. Тихо-миров, который еще до 1-ой [Мировой войны начал заниматься пороховыми ракетами и сделал в этой области ряд изобретений. Ему было выделено 17 станков, а после того, как впервые в мире удалось создать ракеты на бездымном порохе и в 10 раз увеличить дальнобойность морских мин, в 1928г, лаборатория Н.И. Тихомирова была расширенa и получила название Газодинамической (ГДЛ) и былa подчинена Военному научно-исследовательскому Комитету при Реввоенсовете СССР. ГДЛ был первой в мире государственной организацией по разработке ракет и двигателей к ним.
Начальником ее после смерти Тихомирова в 1930 г. становится инженер Б.С. Петропавловский.

Она перводится в Ленинград, где получаeт 12 комнат в здании Главного Адмирательства и Петропавловской крепости, где ее работу поддерживает командующий войсками Ленинградского военного округа Тухачевский. Особое значение его поддержка приобрела, после того как в 1931 году Тухачевский был назначен начальником вооружений РККА.
Штат сотрудников ГДЛ быстро возрос от 10 человек в 1931 году до 200 в 1933 году.
Осенью 1931 года в Москве при научно-исследовательском секторе Центрального Совета Осовиахима создается Московская группа изучения реактивного движения (МосГИРД), начавшая в 1932 году работы по проектированию авиационного жидкостно-реактивного двигателя (ЖРД), названного ОР-2 и ракетоплана РП-1.

В начале тридцатых годов группы изучения реактивного движения создаются' во многих городах страны, в том числе самая крупная (более 400 сотрудников) при Бюро воздухоплавательной техники в Ленинграде. Они занимались преимущественно пропагандой реактивного движения, но московская ГИРД, в которой работал С.П. Королев, и ленинградская ГИРД по заданию военных начали интенсивные работы по созданию ракет, воздушно-реактивных двигателей и ракетопланов.

Ракеты создавались в московской ГИРД под руководством С.П. Королева. Первый полет созданная его группой ракета совершила 17 августа 1933 г. Она поднялась на высочу 400 м., но уже в следующем году модификация этой ракеты достигла высоты 1500 м.

Успехи были столь очевидны, что уже 21 октября 1932 года зам. начальника вооружений РККА НА. Ефремов написал докладную в ЦК ВКП(б) И.В. Сталину о необходимости создания для работы в области вооружений Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ).

Он был создан 21 сентября 1933 г. в Москве на базе ленинградской ГДЛ и московского ГИРД и подчинен постановлением Совета Труда и Обороны Народному Комиссариату тяжелой промышленности. Начальником РНИИ был назначен И.Т, Клейменов, замeститeлeм сначала С.П. Королев, а с января 1934 г. Г.Э. Лангемак, руководивший также разработкой пороховых снарядов и пусковых установок к ним. Научное руководство РНИИ осуществлял Технический Совет. В него входили: Г.Э. Лангемак (председатель), В.П. Глушко, В.И. Дудаков, С.П. Королев, ЮА. Победоносцев и М.К. Тихонов1 ( Сноскa 1).
- - - - - - - - - - - - - - - - - -
(Сноскa 1). Этот институт существует и в настоящее время. Впоследствии ему было присвоено открытое название Научно -Исследовательский Институт Тепловых Процессов (НИИТП). Жидкостно-реактивными двигателями в этом институте занимался В.П. Глушко (заа.лаборатории в 1934-1938 гг., впоследствии руководил ОКБ), теорией горения, а потом ориентацией космических кораблей - Б.В. Раушенбах (зав. лаборатории в 1936-60 гг., впоследствии перешел в ОКЕ Королева); о судьбе С.П. Королева, который заведовал лабораторией НИИТП с 1934 по 1938 годы, автор рассказывает в дальнейшем.

Когда Королев стaл Генеральным конструктором ОКБ, НИИ Тепловых Процессов стал научно-исследовательской базой его разработок. Заместителем директора и научным руководителем института с 1926 по 1961 год становится М.В. Келдыш -"глaвный теоретик" космических исследований, кaк называла его советская пресса, скрывая его имя. (Имя Королева пресса также скрывала, называя его "Главным конструктором"). М.В. Келдыш руководил также Отделением Прикладной Математики, Математического института им. Стеклова Академии Наук СССР (это отделение стало потом самостоятельным институтом).

Заместителями директора НИИТП были (в разное время) такие крупные ученые, как В.С. Авдуевский (занимавшийся аэродинамикой, гидромеханикой и теплопередачей), Г.И. Петров (Главные работы - в области газовой динамики и космической аэродинамики) и руководящий институтом теперь, занимающийся теорий горения и силовыми установками А.П. Ваничев. В институте работали технический ' директор лроекта "Аполлон-Союз" и летчики-космонавты А.С. Елисев и А.А. Серебров. (Прим. ред.).

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Но основная работа РНИИ была сосредоточена на ракетах, ракетных двигателях и ракетопланах.
Группа С.П. Королева в 1934-1939 годы продолжает активно проeктировaть ракетопланы и крылатые ракеты. Так ею была спроектирована крылатая управляемая ракета 301 с двигателем В.П. Глушко ОРМ-65 (аэроторпеда) - прототип современных ракет воздух-воздух и воздух-земля. Ракета предназначалась для пуска с тяжелого бомбардировщика ТБ-3 на расстояние до 10 км. Она имела размах 2,2 м, длину 3,2 м и стартовый вес 200 кг. Проводились летные испытания этой ракеты.

В 1937-38 годах группой С.П. Королева был построен планер РП-318-1, снабженный реактивным двигателем. На котором в 1940 году совершил полет летчик Б.П. Федоров (сноскa 2).
- - - - - - - - - - - - - - - - - -
(Сноскa2) Пeрвый полeт реактивного самолета состоялся 15 мая 1942 года и окончился неудачно. Самолет, сконструированный профессором В.Ф. Болховитиновым (зав. кафедрой Военно-Воздушной Инженерной Академии им. проф. Жуковского) разбился, летчик Бахчиванджи погиб. (Прим. ред.)
- - - - - - - - - - - - - - - - - -
В декабре 1937 года на вооружение Военно-Воздушных Сил были приняты реактивные снаряды, подвешиваемые под крылом самолета. Они устанавливались на истребителях И-15, И-16, И-153 и бомбардировщиках СБ. Позже, в боях против немецких фашистов "Эрэсы", как их называли, успешно применялись на истребителях Яковлева и Лавочкина, штурмовиках Ильюшина и других самолетах.

Наиболее важным результатом всех советских довоенных усилий в конструировании ракетного оружия было создание установок "Катюша", представлявших собой батарею крупнокалиберных ракетных снарядов, установленных на подвижную платформу (в частности, на автомашину). Давая мощный залп в течение короткого времени, они были эффективны при поражении площадных целей, подвижность (они могли менять боевую позицию после каждого залпа) делали их практически неуязвимыми.
Части, вооруженные реактивными установками были созданы в конце 30-х годов, входили в состав резерва Верхнего командования и назывались гвардейскими минометными частями. К концу 1945 в Советской Армии было свыше 500 дивизионов реактивной артиллерии. Они сыграли значительную роль в победе над Германией. Попытки немцев противопоставить "Катюше" пяти-, шести- и десятиствольный миномет (так называемого "Ванюшу") оказались неэффективными. Вопросами устойчивости ракет в РНИИ занимался Б.В. Раушенбах, теоретическими исследованиями А.А. Штернфельд.

Разгром ракетного научно-исследовательского института в 1938 года.


В 1937 году покровитель реактивной техники М.Н. Тухачевский был арестован но приказу Сталина и казнен как "враг народа". Кровавый палач крестьянских восстаний против советской власти был достойно награжден режимом, которому он верно служил всю свою жизнь.

Полетели головы многих, кому Тухачевский оказывал свое покровительство. Были aрестованы и погибли в застенках НКВД, в частности, Г.Э. Лангемак, И.Т. Клеменов.
В июле 1938 года был арестован С.П. Королев и обвинен по ст. 58 УК РСФСР ("Измена Родине"). 27 сентября 1938 года состоялось заседание военной коллегии Верхнего Суда СССР. Заседание вел председатель военной коллегии В.Ульрих.

Королева приговорили к 10 годам тюремного заключения с поражением в правах на 5 лет и конфискацией имущества. Его обвиняли в том, что он, якобы, состоял членом антисоветской организации и проводил вредительство в области ракетной техники. Обвинение основывалось на показаниях данных под пытками тремя ведущими сотрудниками РНИИ, арестованными ранее, а также на заключений о деятельности Королева, подписанном четырьмя запуганными сотрудниками РНИИ, оставшимися на свободе, в котором, все неудачи и неполадки с ракетами характеризовались, как вредительство Королева.

На суде он не признал себя виновным и затем в течение 1938-39 годив написал восемь заявлений Верховному прокурору СССР, Председателю Верховного Суда СССР, в НКВД, в ЦК ВКП(б). Все они, как и вопли миллионов невинно осужденных, остались без ответа. Королев был отправлен в концлагерь на Колыму.

В то время произошли события, повлиявшие на судьбу выдающегося 'конструктора. Глава НКВД, исполнитель сталинских приказов Ежов был сам объявлен врагом народа. В. Ульрих опротестовал в Верховном Суде СССР свой приговор, и 13 июня 1939 года пленум Верхнего Суда СССР отменив его, направил дело на доследование в НКВД, главой которого стал Л. Берия.
Особое совещание под председатель-ством Берии заочно осудило Королева на 8 лет, сделав основной упор на вредительство, а не на участие в антисоветской организации.

Находясь в концлагере на Колыме, Королев 23 июля 1940 года обратился к Берии с письмом, предлагая свои услуги для разработки военной ракетной техники. Надвигалась война, Советский Союз вооружался бешеными темпами, и в бесчисленных концлагерях НКВД начались поиски авиационных специалистов для тюремных ОКБ (опытно-конструкторских бюро), одно из которых описано А. И. Солженицыным в "Круге первом".
В сентябре 1940 года Королева переводят в систему НКВД. где он, находясь в заключении, мог работать по специальности.

Получив предписание о переводе на новое место, Королев не сумел попасть на последний пароход перед закрытием навигации и вынужден был провести зиму 1940-1941 на Колыме. Ему просто повезло, ибо этот пароход потерпел аварию и был затоплен вместе с заключенными, которых отказались во время аварий выпустить из трюмов. В марте 1938 года по ложному доносу арестовали В.П. Глушко. К этому времени на его жидкостно-реактивном двигателе ОРМ-65 были получены прекрасные результаты. Тяга двигателя в одном из вариантов достигала 300 кгс, работал он на керосине и азотнокислом окислителе. К середине апреля 1938 года было проведено 32 пуска этого двигателя. Его удельный импульс был больше, чем у ЖРД немецкой ракеты ФАУ-2, созданной в 1944 году. После ареста В. Глушко работы над этим двигателем прекратились.

Было арестовано и отправлено в концлагеря и много других менее известных конструкторов ракетной техники. Большинство из них, как например, Ю.В. Кондратюк, так и погибли в советских концлагерях. Даже такой патриарх советской авиации, как А.Н. Туполев, не избежал ареста и возглавлял одно время тюремное самолетостроительное ОКБ в Большево, которое в 1939 году перевели в спецтюрьму ЦКБ-29 НКВД в Москве на ул. Радио. Здесь под его руководством 28 заключенных-конструкторов, живших в одной тесной камере с двухэтажными койками, создали бомбардировщик ТУ-2.

Некоторым из них удалось выжить, например, П. Ивансону, который впоследствии стал ведущим конструктором ракеты "Протон" и космического корабля "Салют".
Рассматривая историю развития ракетных двигателей и ракет в СССР до 1945 года, мы видим, что работы в области ракетного оружия велись в СССР интенсивнее, чем и любой другой стране. Во многих случаях советские ракетные двигатели и ракеты превосходили по своим качествам лучшие зарубежные образцы, как, например, уже упоминавшиеся, двигатели Глушко.

Однако, если не считать "Катюши", советская промышленность не смогла сделать ни ракету типа ФАУ-2, ни первый в мире воздушно-реактивный двигатель.
Вместе с тем, изучение конструкций тех лет показывает, что многие из них создавались способными, талантливыми людьми, во многих случаях правильно определявшими ход развития ракетной техники и находившими верные, до сих пор используемые, решения.

Причины, почему эти решения не были использованы для вооружения армии, лежат в самой коммунистической системе. Хотя она и предпринимала титанические усилия для поисков нового вида оружия, однако в силу некомпетентности руководителей и страха, который существовал на всех уровнях руководства принять какое-либо ответственное решение без согласования с верхами, новые конструкции не внедрялись в производство. Страх царил во всех слоях населения. Любая поломка, неудача приводила к поискам "врагов народа" и к новым арестам.
Тем не менее, когда основные принципы и перспективность нового оружия определились, тоталитарное государство, как показали послевоенные события, бросая огромные средства, в состоянии вырываться вперед в отдельных видах вооружения и в состоянии производить его в массовом количестве.
Продолжeниe #1
Contents
next page 30
Aport Ranker