Contents
Возрaт к прeдыдущeму тeксту.Return
Dead in Space

Советский рывок в космос после 2-ой Мировой войны
(Продолжeниe #1 стaтьи "Погибшиe в космосe")

Ознакомившись с немецкой ракетой ФАУ-2 Сталин понял, что у этого оружия большое будущее. Он приказал собрать все данные об этой ракете, добыть образцы, вывезти в СССР немецких специалистов и срочно форсировать работы в области ракетостроения. "Мы покажем господину галантерейщику его место", - сказал Сталин. Они имел в виду Президента Трумэна, который когда-то был владельцем галантерейного магазина. Этот факт постоянно обыгрывался советской пропагандой, советским людям с детства внушалась ненависть к владельцам частной собственности.
Сталин срочно освободил из заключения ряд специалистов Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ), в числе которых были Королев и Глушко. Им были отпущены неограниченные средства и было приказано в кратчайший срок создать советское ракетное оружие. Работы проводились в такой секретности, что да же не все члены Политбюро ЦК КПСС знали о них. Когда после смерти Сталина Королев новел их по своему заводу, то по выражению Хрущева они смотрели на все как бараны па новые ворота.

Весной 1945 года С. Королев, В. Глушко, Н. Пилюгин, В. Кузнецов, В. Бармин и М. Рязанский были командированы в Германию для изучения самолетов-снарядов ФАУ-1 и баллистических ракет ФАУ-2.
13 мая 1946 года было вынесено секретное Постановление Правительства о развитии советского ракетостроения.
В качестве первого шaгa советская промышленность воспроизвела точную копию немецкой ракеты ФАУ-2. Для этого около 6000 немецких ученых и специалистов вместе с их семьями были вывезены в октябре 1946 года в закрытые зоны СССР (например, в г. Осташков на Селигере).
Вторым шагом было создание советской ракеты Р-1, которая, впрочем, мало отличалась от немецкой. На них советские конструкторы приобретали опыт конструирования крупных баллистических ракет, отрабатывали технологию и методику испытаний.

Первый запуск ракеты Р-1 был проведен 18 октября 1947 года на космодроме Капустин Яр, а первый полет состоялся 24 мая 1949 года. На ней были установлены два отделяемых контейнера массой 80 кг каждый с аппаратурой. Эта ракета послужила началом серии других, построенных с 1945 - 1959 годах. Всего за этот период произведено свыше 18 запусков. Масса полезного груза была доведена до 1819кг, а высота подъема до 110 км. При запусках отрабатывались и испытывались системы спасения головной части, корпуса ракеты, приборных контейнеров, системы жизнеобеспечения.

Следующая серия ракет (Р-2, более 11 запусков в течение 1957-1960 годов). Масса полезного груза ракет этой серии составляла уже 2200 кг при высоте подъема до 212км и дальности 800 км.

Следующее поколение ракет Р-5А, Р-5В (В5В), первое использование которых началось в 1958 году, базировалось на ракете Р-5. Масса полезного груза ее была 1300 кг при высоте подъема до 512 кг. Эта серия хотя бы по форме уже существенно отличалась от ФАУ-2. На ней, в частности, отрабатывалась система спасения головной части при помощи парашютов. В 1958-1977 годах было более 20 запусков ракет этой серии, в том числе их модификаций, получивших название "Вертикаль".

Огромные усилия, предпринятые советскими правителями в развитии ракетостроения и прежде всего в развитии боевых ракет, дали свои результаты. 4 октября 1957 года Советский Союз первым в мире запустил искусственный спутник Земли ПС-1. Спутник массой 83,6кг ничего не содержал кроме батарей и радиопередатчика, посылавшего однотипный сигнал. Никакой научной аппаратуры на нем не было, тем не менее пропагандистский шум и шок в мире был очень велик. Через месяц, 3 ноября 1957 года был запущен второй спутник массой 508кг, на котором уже была размещена измерительная и научная аппаратура, а в отдельной герметической кабине - собака Лайка.

Заметим, что этому запуску предшествовала большая серия, оставшихся в тайне запусков ракет с собаками на баллистические трaeктории. Первый полет с собаками (как правило, их запускали парами па высоту 110км) был выполнен в СССР еще 15 августа 1951 года. В том же году эта серия была продолжена, а и 1954-56 годах была выполнена вторая серия подобных полетов.

Третий советский спутник, запущенный 15 мая 1958 Года, весил уже 1327кг и имел значительное количество научной аппаратуры. Однако характеристики ее были существенно хуже западной. Советская аппаратура была тяжелой, громоздкой, а главное малонадежной; СССР всегда отставал в этой области. Тем не менее лидерство Советского Союза в ракетостроении и освоении Космоса в 50-60 годы было неоспоримым.

Все три первых советских спутника были выведены на орбиту, приспособленной для этой цели, военной двуступенчатой межконтинен-тальной ракетой, которая имела пять двигателей и стартовую массу 267 тонн. Позже она была переделана в трехступенчатую ракету "Восток" массой 287 тонн и высотой 38,4 м, которая выводила в космос семейство кораблей-спутников. Шестидвигательная установка этой ракеты конструкции ОКБ В.П. Глушко, работавшая на жидком кислороде и керосине, развивала суммарную максимальную тягу по ступеням 600 тc. ,

8 последующие годы Советским Союзом было создано значительное число 2-х, 3-х, 4-х ступенчатых ракет-носителей различной грузоподъемности ("Вертикаль", "Космос", "Восток", "Союз" и др), способных выводить па околоземную орбиту грузы от нескольких сотен килограмм до двух десятков тонн. Именно такую грузоподъемность (20 т.) имела созданная в 1965 году мощная многоступенчатая ракета-носитель "Протон".

Разрабатываемая в настоящее время ракета-носитель "Энергия" способна в перспективе выводить на орбиту Земли грузы до 100 тонн.
На первых и вторых ступенях почти всех этих ракет установлены двигатели В.П. Глушко. Запускались они с космодромов Байканур, Плесецу, Капустин Яр и др.

Нeудaчи и aвaрии

Неудачи с ракетами в 60-е и особенно и 50-е годы проходили постоянно. Успешному запуску первого в мире спутника 4 октября 1957 г предшествовало шесть неудачных пусков. Королеву было отпущено 7 боевых ракет, приспособленных для этой цели. После 6-го неудачного пуска попытки решено было прекратить. Говорят, соответствующее решение было уже подписано в верхах. Королев ослушался приказа и сделал последнюю отчаянную попытку. Это и был тот знаменитый первый в мире спутник, о запуске которого советская пропаганда раструбила па весь мир как о невиданном успехе Советского Союза, доказывая этим "превосходство социалистической системы над прогнившим капитализмом". Благодаря достигнутому пропагандистскому эффекту, вопрос о закрытии запусков спутников отпал автоматически. Королеву были отпущены практически неограниченные средства и началась бешеная гонка за первенство в освоении космоса: первый полет человека, первая женщина-космонавт, первый выход человека в открытый космос, первая фотография обратной стороны Луны и т.д.

Особенно гордился весом советских спутников Н.С.Хрущев, о чем неустанно трубила советская пропаганда. Издеваясь над американцами, Хрущев говорил, что они научились подбрасывать только мячики. При этом замалчивался тот факт, что используя малые габариты аппаратуры, США помещали на свои спутники больше научных приборов, чем СССР, а благодаря их высоким характеристикам получали больше информации. Стремясь, прежде всего, к пропагандистскому успеху, Советский Союз уделял мало внимания постановке научных задач и разработке научной аппаратуры. Любая космическая программа оценивалась либо с пропагандистской точки зрения (быть обязательно первыми!), либо с военной. Подлинно научные цели не интересовали советское руководство.
Ракетная техника тех лет, особенно приборное оборудование, была грубой и ненадежной. Я помню, что аварии ракет следовали одна за другой. В печати, разумеется, о них никогда не сообщали. Не о всех их знали даже специалисты. Нам (Автор в это время работал в ОКБ В.П.Глушко начальником отдела надежности.) сообщали только о тех из них, причиной которых служили двигатели. Наряду с этим, советская пропаганда замалчивала успешные запуски американских спутников и ракет и без конца трубила об их неудачах. Советскому народу внушалось, что у нас одни успехи, а у американцев только неудачи.

В 1957 г к годовщине Октября Хрущев потребовал запустить в космос собаку. Ее не смогли вернуть и смерть собаки в космосе произвела отрицательную реакцию на Западе.
Перед полетом Гагарина на аналогичном корабле "Восток" запустили в космос двух собак "Пчелку" и "Мушку". Полет закончился катастрофой, обе собаки при этом погибли.
О полете Юрия Гагарина 12 апреля 1961 г сообщили только после того, как сработала система возвращения (тормозная система), т.е. появилась уверенность в том, что его удастся вернуть.
Между тем, даже в середине 60-х годов процент советских неудачных запусков был существенно выше, чем у американцев. Я помню, как мой начальник В. Соловьев иронически шутил, что у них (американцев) стартовая площадка не та (т.е. капитализм).

Известными становились только те неудачи, которые невозможно было скрыть. Именно таким был полет В.М.Комарова - одного из самых образованных советских космонавтов. После успешного старта о его полете было объявлено по радио и все ждали его возвращения и показа встречи по телевидению.
Вот изложение причин катастрофы в версии, слышанной мной от одного знакомого, сотрудника ракетного ОКБ.

Брежневу захотелось блеснуть очередным достижением в космосе к "Международному дню трудящихся" -1 мая и он стал требовать срочной организации полета. Звонки и приказы следовали один за другим. Пользовавшегося авторитетом и известностью Королева, который мог противостоять подобным требованиям и не разрешал полет, пока не убеждался в правильной работе всех систем, уже не было, а Василий Мишин, ставший руководителем ОКБ после его смерти, не чувствовал себя достаточно прочно и уступил требованиям Брежнева.

Мишин постоянно жаловался на давление, которое он испытывал со стороны
Хрущева, Брежнева и ЦК, требовавших от него эффективных достижений к очередному коммунистическому празднику или мероприятию. Это приводило к невероятной спешке и авариям.

Ракету и новый космический корабль "Союз-1" стали спешно готовить к старту. Первая же проверка выявила более сотни неполадок. Лететь должен был другой космонавт. Однако, после сообщения о таком числе неисправностей, у него поднялось кровяное давление, и врачи запретили отправлять его в полет. Мишин уговорил лететь Комарова, как технически наиболее способного и подготовленного космонавта, имевшего уже опыт космических полетов (12 октября 1964 г он совершил суточный полет вместе с К.П.Феоктистовым и Б.Б.Егоровым).

23 апреля 1967 г корабль удалось вывести на орбиту, но неполадок оказалось так много, что через сутки его надо было срочно сажать. Не выдержав, Комаров выругался: "Дьявольская машина. Ничто не поддается управлению!"
Несмотря на все неполадки, Комаров справился с управлением и вывел корабль па траекторию снижения.

Роковую роль сыграла технологическая небрежность. Чтобы добраться до одного из агрегатов, рабочий просверлил отверстие в теплозащитном экране, защищающем корабль от нагрева при входе в атмосферу, а затем забил в пего стальную болванку. Не обладая нужной жаропрочностью, болванка при входе космического корабля в плотные слои атмосферы расплавилась, горячий, сжатый воздух проник в парашютный отсек и сдавил контейнер с главным парашютом. Когда Комаров попробовал выпустить главный парашют, тот вышел не полностью и не раскрылся. Он выпустил запасной парашют. Тот вышел нормально, но первый парашют захлестнул его стропы и погасил его. Комаров потерял какие-либо шансы на спасение. Он понял свою обреченность, еще находясь на орбите, и американцы записали его душераздирающие разговоры с женой, Косыгиным и друзьями-космонавтами. Они также записали его жалобы на нарастание температуры, предсмертные стоны, мaтюки в aдрeс прaвитeлeй и крики.

Советская пропаганда вскоре забыла о его смерти. Даже в период гласности 20-летие его гибели было отмечено гробовым молчанием.
18 марта 1965 г во время полета корабля "Восход-2" космонавтами И.Беляевым и А.Леоновым, последний чуть не погиб при выходе в открытый космос, ибо удержаться снаружи корабля оказалось очень сложно.

А.Николаев и В.Севастьянов после 17 суток полета на корабле "Союз-9" (стартовал 1.4.70) чувствовали себя так плохо, что большинство советских ученых пришли к выводу: длительные космические полеты невозможны.

На кораблях, рассчитанных на 2-х космонавтов, Хрущев приказал установить 3-е кресло, в результате чего космонавты находились в такой тесноте, что практически не могли работать и проводить научные эксперименты (см. сноску 3). Первые космонавты летали без космических костюмов и любая утечка воздуха приводила к их гибели.
- - - - - - - - - - -
Сноскa 3. Малые габариты кабины космического корабля наклады вали ограничения по росту космонавтов при их подборе. Все космонавты "не выше среднего роста.(прим.ред.)
- - - - - - - - - - -

Трагический случай произошел 30 июня 1971 г, когда после 23 суток полета кабина корабля "Союз-11" при спуске с орбиты потеряла герметичность и космонавты Г.Т.Добровольский, В.Н.Волков и В.И.Пацаев задохнулись. Об их гибели советская пропаганда вынуждена была сообщить, т.к. все 23 дня она трубила об успехе полета. Этот полет упоминается в советской литературе, но, как правило, умалчивают о том, чем он закончился. Впрочем, то же относится и к полету Комарова.

28 августа 1974 после 2-х суток полета корабля "Союз-15" произошла разгерметизация кабины на орбите. Космонавты Л. Демин и Г.Сарафанов не успели даже сообщить об этом на Землю, Они кинулись к спускаемому аппарату и включили аварийную посадку. Им удалось спастись.

После гибели 3-х космонавтов аварийные ситуации имели место и в дальнейшем, хотя процент их уменьшился. Сказывалось постоянное совершенствование ракет и кораблей, накапливался опыт конструирования и эксплуатации.

Вот некоторые из таких случаев:

При посадке Б.Волынова спускаемый аппарат не удалось правильно сориентировать, т.е. установить тепло защитным экраном в сторону движения. Он вошел в атмос4зеру и начал гореть. В.Коваленко и А. Иванченкову, входившим в состав наземной команды управления, все же удалось развернуть корабль и предотвратить беду.

Во время старта космонавтов В. Лазареваи О.Макарова ракета потерпела аварию. К счастью, аварийная система спасения сработала безупречно. С огромной перегрузкой в 22 единицы она оторвала от ракеты космический корабль, отбросила его по баллистической траектории и опустила в горах на краю обрыва.

16 октября 1976г космонавты В.Рождественский и В.Зудов вынуждены были совершить аварийную посадку на корабле "Союз-23" после 2-х суток полета. При этом они приземлились на поверхность озера покрытого кусками льда при окружающей температуре -22°С. Но неудачи продолжали преследовать их и здесь. В воде произошел отстрел крышки запасного парашюта. Он вышел из отсека, намок, перевернул корабль и начал тащить его на дно. Космонавтов нашли и вытащили только через 11 часов, когда они уже задыхались от ' нехватки воздуха,

20 апреля 1983 г при полете на корабле "Союз Т-8" космонавтов В.Титова, Г.Стрекалова и А.Сереброва (не путать с Г.Титовым, совершившим суточный полет на корабле "Восток" 6.8.1961 г) не вышла штанга антенны стыковочной системы. Все их попытки состыковаться с кораблем "Салют-7" кончились неудачей. После 2-х суток полета они вернулись не выполнив задание. Спустя два месяца 27.10.83 в полет вместо них были отправлены В.Ляхов и Александров на корабле "Союз Т-9".

В новый полет В.Титов и Г.Стрекалов должны были отправиться 26 сентября 1983 г в 23 часа 37 мин. За несколько секунд до пуска ракета загорелась. Вначале даже не могли понять, что случилось, предполагая, что двигатели включились преждевременно. Но аварийная система спасения космонавтов и здесь сработала безукоризненно. Буквально за мгновение до взрыва она вырвала корабль из пламени и приземлила его в 4 км от места старта. Увидев море огня на месте стартового комплекса, космонавты даже не поняли сразу, что произошло.

Только с 3-ей попытки В.Титову удалось подняться в космос.

Продолжeниe
Contents

Aport Ranker